Американские комиксы
Это Супермен, Бэтмен, Чудо-Женщина, Мстители, Человек-Паук, Отряд самоубийц и многие другие
Классика, с которой всё началось
Наверное, сегодня ни одна костюмированная вечеринка не обходится без косплея на таких персонажей, как Харли Квинн, Бэтмен, Человек-Паук или Железный человек. Комиксы, в которых они появились, в корне поменяли саму суть этого явления в массовом искусстве: из шуточных картинок они превратились в экшн-повести. Эти комиксы теперь реагируют почти на каждое новое социальное явление – феминизация, борьба чернокожих граждан за свои права, проблема всеобщего разоружения, Интернет-зависимость – добавляя каплю (или две) фантастики.

Что нужно знать об американских комиксах, чтобы не запутаться
Издательства
Все комиксы выпускают определённые издательства. На российском рынке (как и на мировом) лидируют две компании: Marvel и DC.

Также стоит выделить Image Comics и Dark Horse.
Комиксные вселенные
Персонажи, принадлежащие одному издательству, могут контактировать друг с другом, «гостить» в сериях, посвящённых другому герою. Ярчайший пример – киновселенная Marvel («Мстители», «Железный человек», «Тор», «Стражи Галактики»). По тому же принципу начинает строиться киновселенная DC («Бэтмен против Супермена», «Отряд самоубийц»).
Права на использование
Герои разных издательств, как правило, не пересекаются, так как принадлежат разным компаниям. Исключение – совместные кроссоверы студий: «Бэтмен и Черепашки-ниндзя», «DC против Marvel», «Лига Справедливости/Мстители», «Звёздный путь/Зелёный фонарь».

В фильмах герои разных издательств не пересекаются.
В отличие от манги, главное – команда.
Если японский мангака – ничем не стеснённый творец, то в типичных американских комиксах всё иначе. Процесс начинается с идеи редактора отдела студии, затем автор прорабатывает концепцию, диалоги, сюжет, и уже потом художники (специалисты по скетчам, туши, цвету) переходят непосредственно к созданию комикса.

Постер к фильму 1978 года «Супермен»
Кадр из фильма «Супермен»
Впервые американские комиксы пришли к нам, когда в 1980 году в СССР показали фильм «Супермен» Ричарда Доннера. Сами комиксы из-за рубежа появились чуть позже, во время перестройки. В 2000-х переводы американских серий издавались и скупались повсеместно. Потом наступило лёгкое затишье.
«На данной момент комикс-индустрия в России пока что ещё находится в состоянии зародыша, она ещё не очень развита, рынок молодой. Комиксов, на самом деле, не так много, но надеемся, что это исправится в ближайшее время»
Влад и Дан
Совладельцы комикс-шопа «Comic Street»
В 2010 году в Москве открылся первый в России комикс-шоп. Как устроены эти магазины? Что в них можно купить? Какие комиксы сегодня популярнее всего? Об этом мы узнали у владельцев московского комикс-шопа «Comic Street»:
Влад Попов
Дан Рыжков
Как вы вообще попали в комикс-индустрию?
Мы давно хотели открыть что-то подобное, потому что в России этой культуры нет, мы видели, как это делается на Западе – какие-то западные комикс-шопы. И хотели просто познакомить русского читателя с комиксами.
Кто сегодня выпускает американские комиксы в России?
В основном, это несколько небольших издательств с маленькими тиражами. Одно из крупнейших издательств в сфере комиксов – это «Азбука». Они взяли на себя выпуск комиксов DC и издают их в хардах. У них, пожалуй, самый большой ассортимент. За Marvel очень плотно взялось недавно издательство «Комильфо» и выпускает очень много комиксов непосредственно по этой студии. Ещё по комиксам Marvel выпускают небольшие издательства, но, к сожалению, их очень мало.
Комикс-шоп «Comic Street» на ул. Пушечная, 3
Что, помимо комиксов, можно встретить в комикс-шопе?
Мы стараемся не держать ничего, кроме комиксов, никогда не будем завозить какую-то лишнюю литературу: фэнтэзийную, околокомиксовую. Есть ещё фигурки, есть значки, виниловые наклейки, но мы завозим только официальную символику: её производители обязательно получают лицензию на производство таких товаров. Потому что в России очень большая беда с этим: у многих нет такой лицензии, и они просто штампуют неофициально.
Какие комиксы сегодня популярны?
Основные два направления – это Marvel и DC, естественно. Но есть ещё, как мы называем на нашей внутренней кухне, «неформат». Он менее популярен, но всё равно находит своего читателя.Вообще есть много классных вещей, но, к сожалению, о них немногие знают, потому что сегодня комикс-культура очень тесно переплетена с киноиндустрией. Люди посмотрели фильм или сериал, прибежали купить комикс. Например, «Ходячие мертвецы». По многим комиксам нет никаких экранизаций, но это не значит, что они какие-то «не такие». Это не попса, у неё свой читатель – такой заядлый гик, который всё основное знает наизусть, и ему хочется дальше пойти. Сегодня к «неформату» можно отнести «Черепашек-Ниндзя», «Звёздные войны», «Тёмную башню» Стивена Кинга, цикл «Скотт Пилигрим», комиксы Dark Horse: «БРПД» и «Хэллбой».
А как обстоят дела с комиксами для детей?
Есть, безусловно, и детский контент, но не в таком большом количестве. Большинство тайтлов идёт 16+, 18+. Детский ассортимент комиксов на российском рынке очень небольшой.
Кто ваши покупатели?
Сложно сказать, потому что на самом деле приходят абсолютно все возрасты. Мы не скажем, что наша аудитория – это 25-30 лет. Приходят, наверное, от 15 и до 45 – широкая аудитория. И каждый, естественно, читает что-то своё: те, кто моложе, больше любят Marvel, кто постарше – больше по DC.
Справка по ценам
Примерная цена самого дешёвого выпуска:
ТПБ Marvel – от 350 рублей
Хард DC – от 600 рублей
ТПБ других издательств – от 300 рублей
Хард других издательств – от 700 рублей
Что сейчас продаётся лучше всего?
Индустрия очень тесно связана с кино и сериалами: когда, например, в прокат вышел фильм «Дэдпул», очень хорошо расходились комиксы про этого персонажа. Тайтл «Гражданская Война» всегда очень хорошо продавался и по сей день расходится благодаря фильмам Marvel. У DC бессмертно популярна «Убийственная Шутка». И, естественно, после выхода фильма «Отряд самоубийц» были популярны комиксы непосредственно про эту команду и «Харли Квинн».

А вот «Человек-Паук» хорошо продаётся абсолютно всегда. Но, это, наверное, единственный такой пример.

Остальные комиксы постепенно продаются, но нельзя сказать, что есть какой-то бум.

Какие сейчас проблемы на рынке комиксов?
Издательства не справляются: в России очень мало комиксов. У того же DC не хватает тэпэбэшек: «Азбука» выпускает только харды, а они стоят дороже, потому что котируются уже как полноценные книги. И харды DC не так быстро уходят в общей массе, в отличие от Marvel. Выходят комиксы редко. Люди постоянно приходят, спрашивают: «Что нового?» — но, к сожалению, ничего нет. Хотелось бы видеть больший оборот.

— Что ждёт индустрию в будущем?
Рынок перспективный, молодой. Мы надеемся, что «Азбука» и «Комильфо» покажут маленьким издательствам, что можно выпускать комиксы, ведь оборот есть. Должны появиться ещё какие-то издательства, и как можно больше, а те издательства, которые есть, будут уделять больше времени непосредственно комиксам.
— Можно ли сказать, что даже в Москве комикс-шопов мало?
Да. И именно поэтому мы и занимаемся тем, чем занимаемся. Мы как популяризаторы комиксов. Вообще это всё можно развивать.
В России выпускается не так много комиксов, но процесс запущен: комикс-шопы работают, издательства неустанно переводят и выпускают новые серии, гик-фандомы множатся, а кинокомиксы подогревают интерес к оригиналам. Так что американские книжки в картинках ещё нескоро переведутся в России!
Всеволод Селевёрстов – фото, текст, монтаж, вёрстка
Мария Рыбникова – съёмки, текст
Ксения Славщик – съёмки, редактура
Made on
Tilda